Сказание О Нерукотворном Образе Спасителя-первой иконе Господа Иисуса Христа
История возникновения первого иконографичного образа непроста.По церковному преданию первая икона была иконой Самого Господа нашего Иисуса Христа,обретение ее тесно связванно с исцелением эдесского царя Авгаря.
Когда Господь сотворил много чудес по всей Палестине, весть о нем дошла до князя эдесского Авгаря,правившего в Эдессе с 9 по 46 гг.Царь тяжело страдал от черной проказы и неприятной немощи.Эта болезнь так тяготила его,что он с единственной надеждой обратился к Господу Иисусу Христу через свое посольство с просьбой приити к нему и исцелить его от этой жуткой болезни : «Я слышал о тебе, Господи, и о твоих исцелениях, совершаемых лишь словом. Ты даешь исцеление болящим: слепым — прозрение, хромым — возможность ходить, глухим — слышать. Очищаешь прокаженных и мучимых долговременными недугами исцеляешь. И кровоточивую женщину, прикоснувшуюся к одеждам твоим, ты исцелил и мертвых воскрешаешь. И я услышал, и понял сердцем своим, что ты один из двух, сошедший с небес, и что ты — Сын божий. Слышу же и то, Господи, что иудеи ропщут на тебя и хотят убить. Город же мой невелик, а люди в нем добры. И его будет достаточно нам обоим."
Господь ответил посланникам Авгара: «Знай впредь, за то, что, не видев меня, уверовал, здоровье тебе уготовано. Я послан исполнить всю правду, а потом предстоит мне взойти туда, откуда я снизошел. И вот, пошлю я к тебе одного из учеников моих — Фаддея, дабы недуг твой он исцелил."
Вместе с посольством царь послал писца Ананию (!!!первого иконописца!!!) в Иерусалим, чтобы он написал образ Иисусов тайно на плащанице, так чтобы никто не видел. в Иерусалиме Анания вошел в собрание синагоги, где Иисус проповедовал Царствие Небесное и учил народ.Анания долго не мог написать образ Господень. Неудавалось запечетлеть лик Христа, неудавалось подойти к Христу из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Христа. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа. Господь зная все помышления людей ,Сам подозвал Ананию, назвал его имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, попросил дать Ему плат , который Анания принес: «Авгаров посол, дай мне плащаницу, что принес от Авгара."Художник отдал плащеницу Господу.Господь попросил воды, омыл свое пречистое и божественное свое лицо водою, а плащаницею отерся.И произошло чудо на глазах у всего народа Палестины. Вода преобразовалась в краски и, скатившись, закрепилась на плащанице, и явился образ Иисусов на плащанице, так что ужаснулись и пребывали в страхе. Так на холсте чудесным образом отобразился лик Христа.
Убрус Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика.Святой апостол Фаддей проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.
Долго образ находился на главных воротах Эдессы.Жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены и уничтожить образ,а вместо дарованного людям Образа Спасителя поместить идолов.Но милостивный Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.Много десятелетий прошло после этих событий, люди перестали помнить святой образ и место ,где он находился.
В 545 году персидский царь Хозрой I осадил Эдессу.Горожане стали просить у Бога помощи и спасения от персидского царя.Положение города казалось безнадежным.Господь услышал молитвы эдесского народа , умилостивился и послал свою божественную помощь. Епископу Евлавию в одну из ночей явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворенный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его».Владычица Неба и земли Сама указала место ,где была когда-то замурованна икона. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение.За много много десятелетий святильник не угас! После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. Эдесское царство первым признало учение Христа государственной религией.
О «Нерукотворном образе» пишет Иоанн Дамаскин в «Трех речах в защиту святых икон»: «Некто рассказывал историю: когда Авгарь, царь Эдессы, отправил своего художника, дабы тот написал образ Господа, но тот был не в состоянии сделать это из-за лучезарного сияния лика Его. Тогда Господь положил верхнее платье на Свой божественный, животворящий лик и таким образом запечатлел его на платье и отправил изображение жаждущему Авгарю».
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Таким образом иконопочитатели основавывали свое стремление сохранить иконы.
В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города за две тысячи литр злата и десять тысяч серебра.
Царь послал в Эдесский град за изумительным, и чудным, и достохвальным сокровищем сто епископов, две тысячи и шестьсот священников, а диаконов сорок тысяч, а игумнов, и черноризцев.
С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.Народ молился псалмами и славословмиями Богу, даровавшему им эту величайшую святыню.Царь вместе с народом встретил Образ Господень в Константинополе.Патриарх сам нес над головой золотой ковчежец с Нерукотворным образом. 16 августа (ст. стиль) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.Многие больные исцелялись во время перенесения Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь.
По преданию образ оставлял неизгладимое впечатление у тех, кто Его видел. В иконе поражали глаза Спасителя - живые, блестящие, они пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Казалось, глаза Спасителя испускают светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший, создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него каким-то особо приятным и нежным взглядом.Невозможно словами было описать красоту этого образа.Не было на земле таких красок,которые могли бы передать такой взгляд!
В последующие годы образ был потерян.По одной из версий его похитили крестоносцы,по другой он находиться в Гении.Предание дает множество вариаций сколько конкретно было отпечетков с образа.Возможно отпечатки образа Спаса Нерукотворного до сих пор существуют.
С ранней христианской традиции Спас Нерукотворный изображался в храме на подпружных арках, на против него обязательно был Спас на чрепии.Таким образом паникадило являлось той самой лампадой, которая горела перед образом столько лет.В христианском храме эта история иллюстрировалась в живую.Спас Нерукотворный принято называть "Спас на Убрусе", тогда как Отпечаток от иконы-"Спас на Чрепии".
Почитание Спаса Нерукотворного распространилось на Руси с принятием христианства.Ежегодно Православная церковь отмечать этот праздник.Существуют большое количество древних икон Спаса Нерукотворного.Многие древние памятники хранятся в Третьяковской галереи города Москвы.
Тропарь
Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа:
глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир
Кондак
Нерукотворенному Образу Господа нашего Иисуса Христа:
глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе