Перевести страницу

Иконы в наши дни

Сегодня, наверное, каждый из православных христиан имеет дома иконочки, отпечатнные на бумажной основе. Многие покупают всевозможные календари, открытки, ручки с изображением Икон, браслеты.
В чем опасность такой доступности Священного изображения и в чем  уникальность рукописной иконы–об этом и не только мы хотели бы поговорить.


Юный иконописец


Об истории иконопочитания
Для начала давайте заглянем в историю иконоборческого периода, а это–VIII век, время правления императора Льва Исавра. Противостояние иконоборцев и иконопочитателей, возникшее
тогда в Византии, стало основной причиной смутного времени. Главным образом, из-за особого усердия самих верущих к Образам. Как скажут потом –иконоборчество следствие особенного благочестия народа. Что же это значило? Иконы брались в восприеемники при крещении (то есть попросту– крестными родителями), иконам исповедовались, краска с икон ссыпалась, как особая святыня, в Святые Дары на Литургии. Безусловно, все это явилось причиной непонимания императора Священных изображений, из-за чего от икон было принято насильственно отказаться. Многие фрески и мозаики в VIII веке были сбиты и заменены  изображениями животных (позже скажут, что Церковь стала похожа на птичник). Как раз в это время мы теряем самую важную икону для верующих – Нерукотворный Образ Христа.

Мозаичный Образ  Нерукотворного Образа Христа


Святые отцы о почитании Образа
Церковь почти сто лет отстаивала свои права на Священные Изображения и мужественно перенесла все страдания. Это было время, когда за иконопочитание казнили верующих, выкалывали глаза иконописцам. Благодаря мудрости Святой императрицы Ирины и Святому Иоанну Дамаскину, который осуждал и увещевал иконоборцев, был собран Седьмой Вселенский собор,  на котором были изучены и рассмотрены вопросы иконопочитания.
В своих постановлениях Собор говорит, что«честь, воздаваемая Образу (то есть иконе) относится к Первообразу». Святые отцы главным образом говорили о правильности почитания не материи иконы -  доски или краски, - а тому, чье изображение написано на доске, о важности духовного усилия в молитве перед Образом, о возможности через икону вознести свои молитвы к Богу.


Икона Спаса Вседержителя. Сиомн Ушаков


О бумажных иконах и литографии
Многие из нас сталкивались с иконами, отпечатанными на бумаге. Какой был первоначально смысл
производства таких небольших икон? Были времена, когда на икону в храм собирали всем селом,
иконы особенно почитались в каждой семье, передавались понаследству и ставились в определенном месте в доме- в«красном уголке». Сохранилось множество писанных икон XIX - XX века, так называемых «народных». Между тем,далеко не каждый православный христианин в Российской империи мог позволить себе писанный образ. С появлением иконописных артелей написание икон заметно подешевело, и иконы стали более доступными. С этими же чисто материальными вопросами было связано появление первых литографий - отпечатанных на бумаге изображений Христа, Богоматери и Святых. Но отношение к таким иконам
все равно оставалось очень трепетным и любовным.

Написание иконы трудный процесс


Иконописание в наши дни
Сейчас же рукописные иконы  вновь становятся доступными для верующих людей.
Процесс написания Святого Образа - небыстрый. Идет несколько этапов подготовки как мастера-
иконописца к написанию, так и будущей основы – доски, материалов. Существуют особые молитвы перед началом писания иконы, иконописец, по благочестивой традиции, перед началом работы причащается. Мы знаем настоящий духовный пример иконописца- жизнь Монахини Иулиании. ( О Монахине Иуалиании читай здесь http://iulianiya.ru/ikonopicetcmiylianiya)

Конечно, многие из современных иконописцев не могут похвастаться такими подвигами, но, безусловно, очень многие стараются расти в духовной жизни.
Технология написания иконы такова, что икона живет не 10-20 лет, а может храниться веками.
«Впитывая» в себя молитвы людей, икона присутствует в нашей жизни, есть даже выражение такое -«намоленная икона». Святой образ, написанный красками на доске, помогает верующим относиться с почитанием и с трепетом к Первообразу, напоминает о живом присутствии Бога и Святых в нашей жизни.

Образ написанный в нашей мастерской


Зачем покупать иконы
Прежде чем приобрести понравившийся Образ в церковной лавке (привлек необычный киот,
оригинальная отделка ризы и так далее), стоит задать себе вопрос: зачем я покупаю икону- буду ли я молиться перед Образом, «возносясь умом  к Первообразу», по словам Святых отцов? Или, может быть, честно признаться себе в том, что приобретаю икону в качестве сувенира? Как это ни
прискорбно, но часто Святые изображения выбрасываются в мусорное ведро заненадобностью
 (например, теже календари), используются как закладки в книге, как«оберег» в кошельке–что,
конечно же, недопустимо. Есть такое слово в церковном лексиконе–«неблагоговейно», если говорить проще–попросту неуважительно.
Будем надеятся, что в наших Святых уголках будет порядок, и мы будем сдолжным усердием
молиться Господу и Святым угодникам, вознося свои молитвы перед иконами. А мы, иконописцы будем стараться  созидать нашу жизнь, чтобы писать достойные Образа для верующих православных христиан.